Борис Григорьев. Почему новый российский траулер – трагедия для Росрыболовства?

8

В Выборге спустили на воду новый траулер «Баренцево море». Церемония спуска на воду судна прошла буднично и скромно. Без репортажей на федеральных ТВ-каналах, без ажиотажа в соцсетях и СМИ. Ну а чего шуметь-то, эка невидаль – в России построили крупнотоннажный корабль. Вот если бы он затонул или сгорел, тогда бы об этом все радостно трубили…

А между тем событие отнюдь не рядовое.

Траулер построен по заказу «Архангельского тралового флота». Это первое в России крупнотоннажное судно, на котором установили оборудование последнего поколения для ловли рыбы, а также автоматизированную фабрику полной переработки. Не заходя в порт, эта плавучая фабрика сможет изготовить филе, рыбий жир и консервы. Производительность траулера – до 160 тонн рыбы в сутки.

Андрей Ульянкин, руководитель проекта Выборгского судостроительного завода сказал: «Это очень интересное судно: поймал рыбу – и привёз в порт полностью готовую продукцию, которая готова пойти прямо в магазин».

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области: «Мы огромная страна, у нас огромные водные ресурсы, и мы должны самым современным образом, сами создавая суда и соответствующие возможности, добывать эти ресурсы».

Этот траулер первый из серии, будет ещё три. В целом, программа «инвестиционных квот» изначально наметила строительство 100 новых рыболовных судов на отечественных верфях и более десятка береговых перерабатывающих предприятий.

Это дало бы возможность привлечь в обновление отрасли до 200 млрд. рублей без бюджетных вливаний. Однако из-за перспективы введения крабовых аукционов реализация столь масштабных проектов оказалась под угрозой…

Так вот, на церемонию спуска на воду траулера не приехал ни один чиновник Росрыболовства или минсельхоза, ни один депутат Госдумы или сенатор… Очевидно, что в том же Росрыболовтве не сильно рады новому траулеру. Потому как его рождение произошло, судя по всему, не благодаря, а вопреки Росрыболовству…

Причина же в том, что в рыбной отрасли запущен процесс передела работы отрасли. А именно: речь идет об изменении правил распределения квот на вылов биоресурсов. Говоря совсем простым языком, лоббисты перемен хотят создать такие условия работы отрасли, чтобы все квоты могли скупить некие сторонние игроки, тесно связанные с банками и имеющие неограниченные возможности в получении  кредитов. Чтобы при помощи кредитов задавить на аукционах всех остальных участников, скупить квоты оптом, а потом перепродавать их в розницу тем, кто непосредственно работает в море. То есть стать эдакими «квотнымм рантье».

Поэтому-то спуск на воду нового траулера сильно не по душе Росрыболовсту. Ведь судно заказано и оплаченного предприятием, которое само работает в море, в состояние самостоятельно выстраивать отношения с государством и не нуждается в посредниках в виде «квотных рантье». И от государство просит самую малость – не мешать и не менять на ходу правила игры в отрасли.

Комментарии закрыты.